Преемник — подросток, регион — на пороховой бочке: NYT о том, что происходит в Чечне

0
3

​На фоне слухов о тяжелой болезни Рамзана Кадырова Чечня погружается в неопределенность, а Москва рискует потерять влияние на один из самых взрывоопасных своих регионов.

Преемник - подросток, регион - на пороховой бочке: NYT о том, что происходит в Чечне

Бессменный правитель Чечни и давний союзник Кремля Рамзан Кадыров практически не появляется на публике. Уже не является секретом, что он смертельно болен, и, судя по всему, дни его сочтены. Смерть Кадырова поставит под угрозу хрупкую стабильность в республике, которую он удерживал жесткой рукой более двух десятилетий.

Об этом пишет New York Times.

Кадыров пришел к власти после убийства отца Ахмата Кадырова в 2004 году и превратил Чечню в личное княжество. Он подавил движение за независимость, уничтожил политическую оппозицию и наладил репрессивную систему, базирующуюся на страхе, насилии и полном контроле над обществом. За лояльность Кремль позволил Кадырову нарушать российские законы, вести собственную «внешнюю политику», управлять армией численностью до 25 тысяч человек и ежегодно получать сотни миллионов долларов из федерального бюджета.

Однако с 2023 года Кадыров стал все реже появляется на публике, а его физическая слабость заметна даже на тщательно отредактированных видеозаписях. В мае его пресс-служба опубликовала мрачный ролик, где человек с закрытым капюшоном еле идет в замедленной съемке. За кадром звучит голос: «Я все чаще слышу слухи о своей болезни, о том, что мне осталось недолго… Только Тот, кто дал нам дыхание, знает, сколько мы проживем«.

За прошедший июнь государственное телевидение Чечни показало Кадырова менее 10 раз — год назад он появлялся в эфирах почти ежедневно. Его исчезновение вызвало волну слухов и тревогу среди жителей региона, где любая смена власти может обернуться новой вспышкой насилия.

На фоне ухудшения здоровья Кадырова началась негласная борьба за будущее Чечни. Главным кандидатом на роль преемника он, судя по всему, рассматривает своего 17-летнего сына Адама. Весной юноша стал секретарем Совета безопасности Чечни, получил пост представителя отца в МВД и был награжден медалями, в том числе якобы за участие в боевых действиях. Недавно он женился, а диктатор РФ Владимир Путин лично поздравил его с этим событием.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  ​Анна Акопян едет в Украину: супруга премьера Армении впервые посетит Киев

Однако по закону глава региона в России должен быть не моложе 30 лет. Даже сам Кадыров получил официальный пост лишь в 30-летнем возрасте, несмотря на фактическое управление республикой задолго до этого. В Чечне такой карьерный взлет подростка вызывает не одобрение, а недоумение.

«Это абсурд: взрослые офицеры с боевыми наградами отчитываются перед школьником«, — говорит чеченский оппозиционный блогер Тумсо Абдурахманов.

Есть и другие претенденты: Магомед Даудов и Апти Алаудинов. Последний сегодня регулярно выступает по российскому ТВ как один из «фронтовых спикеров» и может воспользоваться этой репутацией для усиления своих позиций.

Тем временем власть в Чечне продолжают концентрировать в руках дети Кадырова: они занимают ключевые посты в полиции, культуре и других сферах. Эти назначения дают им доступ к финансовым потокам, поступающим в регион из Москвы. В этом году Чечня получила из федерального бюджета около 700 миллионов долларов — почти в 15 раз больше, чем Курская область, пострадавшая от украинских ударов.

По мнению аналитиков, Кремль вряд ли позволит серьезную дестабилизацию в регионе, пока способен финансировать местную элиту. Однако если дотации прекратятся, удержать республику будет намного сложнее.

Жители Грозного, как рассказывают их родственники за границей, внимательно следят за исчезновением Кадырова. По словам одной из местных жительниц, «все чувствуют перемены, даже если говорят об этом шепотом, угроз в эфире стало меньше, люди стали выходить из дома спокойнее«. Но страх перед будущим остается.

Слабость Кадырова открывает момент политической неопределенности не только для Чечни. Москва впервые за многие годы может потерять контроль над регионом, где мир держался не на законе, а на договоренности между Кремлем и личным кланом.

Ранее Dialog.UA сообщал, что Кадыров слишком плох либо уже умер, Яковина указал на странность со свадьбой сына главы Чечни.

Мы также писали, что 17-летний сын Кадырова женился в часах за $28 млн.