Россияне на 90 процентов доверяют отечественным продуктам питания. Такие данные привел руководитель Роскачества на встрече с главой правительства Михаилом Мишустиным. Откуда такая оптимистичная цифра – 90 процентов? Как обстоит дело с непродовольственными товарами, каков механизм проверки и как потребителю отличить качественный товар на полке?
С одной стороны, уход западных компаний с российского рынка – карт-бланш для российских производителей. С другой, отсутствие конкуренции – главный враг качества. Именно поэтому Роскачество расширяет свой фронт работ.
– Более чем две трети потребителей сегодня отдают предпочтение российским товарам, товарам, которые произвели у нас в стране. Это очень неплохо. Ну, и, конечно, люди должны получать в первую очередь объективную информацию о качестве продуктов, услуг, товаров, быть уверенным в ее высоком качестве, – начал разговор российский премьер-министр Михаил Мишустин.
– Если говорить о цифрах, которым точно можно радоваться – 91%. Это уровень доверия качеству продовольственных товаров со стороны наших граждан. Это рекордный показатель за последний год. Мы активизировали свою работу, более десяти с половиной тысяч товаров нами исследовано в 232 товарных категориях в рамках мониторинговой деятельности. Это 90% от всей потребительской корзины, – подчеркнул глава Роскачества Максим Протасов.
Данные проверок загружаются в приложение "Честный знак". Через систему маркировки покупатель может проверить аутентичность и качество 16 категорий отечественных товаров. Это вода, молоко и напитки, лекарства, БАДы и медизделия, шины и шубы, одежда и обувь.
Уровень доверия россиян к непродволственным промтоварам глава Роскачества не назвал, но призвал коллег тянуться к высоким показателям российских продуктов питания.
Не секрет, что проверки предприятий в России долгое время рассматривались не как реальный контроль качества, а как теневой инструмент давления на бизнес. Как это работает сейчас?
На проверку в месяц на портал Роскачества поступает 145 тысяч запросов.
Во-первых, запросы на проверку конкретного продукта или производителя все чаще приходят от самих потребителей – их можно отправить на сайт или в мобильное приложение Роскачества. Во-вторых, мониторинг качества давно автоматизирован и проводится удаленно.
– Мы сейчас ведем активную работу по снижению административной нагрузки, – признался Михаил Мишустин. – Предприниматели, те, кто-то работает в сфере производства, промышленности, должны заниматься в первую очередь делом. И, конечно же, устроенность, удобство всех процессов, связанных с контролем, должна быть в первую очередь удобна. Вы напрямую взаимодействуете с потребителями. И в общем-то задачу имеете непростую – контролировать качество производимой продукции. Производилась ли настройка существующих инструментов?
– Существует международно признанный инструмент, который называется "диагностика качества процессов". И в настоящий момент через такую онлайн-диагностику прошло более 4,5 тысячи предприятий. Каждая отрасль, каждое предприятие должно внедрять эту систему диагностики, – ответил на вопрос премьера Максим Протасов.
Еще один полезный для потребителя маячок – Государственный знак качества. Возрожденный советский пятиугольник, где раньше располагалась аббревиатура СССР и повернутая на 90 градусов литера "К", теперь просто белая буква "К" на красном фоне, которую получают лучшие российские товары. Сейчас таких передовиков более 250, у производителей из более чем 40 российских регионов.